
Строительство без разрешения торгового центра с последующим оформлением
В 2015 году житель Одинцовского района запланировал постройку торгового центра на востоке Московской области. Он согласовал с Главархитектурой — облик объекта, с аэропортами — его строительство в приаэродромной санитарной зоне, осталось предусмотреть парковку. Иван Евгеньевич, ещё только, когда только начинал строительство, обратился к нашим юристам, которые справедливо подметили, что это не нормальная практика сперва строить, без разрешения на строительство, и только потом узаконивать. При этом случай типичный, в практике ГКИ "Недкадастр" далеко не первый, и на 70% подобные ситуации похожи.
Спустя 3 месяца после окончания строительства на объект прибыли представители Стройнадзора и выдали предписание за 2 месяца получить разрешение на строительство этого объекта. Ситуация сложилась очень сложная. Кроме ГПЗУ (Градостроительного Плана Земельного Участка), в котором указаны зоны обременения, у Ивана Евгеньевича оказался на руках только недоработанный проект, но разрабатывавшие его проектировщики по форс-мажорным обстоятельствам уже год, как не работали.
До 2016 года, при получении разрешения на строительство, некоторые разделы проекта были не обязательными. Сейчас они нужны и это внушительный объем кропотливой, вдумчивой работы — чертежи, ссылки, доработки. В каждом проекте прописывается шифр проекта, по которому все разделы проекта должны быть одинаковыми и есть раздел инженерных изысканий, они у заказчика были в полном порядке. Но так как проект был разработан только на бумаге и электронной версии не существовало, внутри документа — путаница, а кое-каких листов и вовсе не хватало.
Получение разрешения на строительство стало достаточно трудоёмкой задачей, требующей напряжённой долговременной работы, на которую при этом было отведено лишь 1,5 — 2 месяца. Наши проектировщики доработали проектную документацию (все разделы), собрали в правильном порядке разрозненные части и привели проектную документацию в рабочий вид. Инженеры провели эту работу в кратчайшие сроки, но столкнулись с тем, что собственник изначально не разрабатывал проект пожарной безопасности здания. Срочно занялись ещё и этим вопросом. Заказчику порекомендовали компанию, обладающую специальными сертификатами и разрешениями, которая в кратчайшие сроки установила пожарную сигнализацию и выдала заключение (с этой компанией мы работаем уже давно и плодотворно). После этого инженеры группы сдали проект заново на согласование, после которого дальше уже подавали документацию на получение разрешения на строительство.
Несмотря на напряжённый труд, из-за слишком объёмных работ для таких малых сроков мы превысили срок на неделю. Иван Евгеньевич предоставил в Стройнадзор доказательства, что основные этапы пройдены: доработана проектная документация, установлена пожарная сигнализация, в Минстрой сдан пакет документов для получения разрешения. Стройнадзор согласился продлить срок сдачи документации и подождать. За отпущенную на доработку неделю было получено разрешение на строительство, и Иван Евгеньевич сэкономил минимум 500 000 руб. штрафа, который ему должен был выписать Стройнадзор. Помимо этого, юристы группы сразу вводили в эксплуатацию данный объект. Да, это неправильно. Но что делать тому человеку, который построил здание согласно нормам, но ему никто не сообщил, что необходимо получать эти разрешения и согласования заранее?
На практике бизнесмены, инвесторы дают деньги прорабу и просят не откладывать строительство в долгий ящик, устанавливая крайние сроки. Не каждый прораб владеет информацией, что проект нужно согласовывать и утверждать. У каждого своя работа.
Для нашего заказчика все закончилось благополучно. На практике администрация района или Стройнадзор могли "заморозить" этот объект и подать в суд на его снос. Есть такие прецеденты, и такие случаи даже не показательные, а рядовые. С 2017 года в Москве и Московской области действует практика по сносу таких объектов.